Глубже моря
Odessa Classics за три года превратился в самое значительное событие в области классической музыки
11 концертов на любой вкус — от выступлений легендарных скрипачей Дэниэла Хоупа и Вадима Репина до программ новой украинской музыки — собрали более семи тысяч зрителей, что для классической музыки в Украине очень оптимистичный показатель.
Дело, конечно, не в одних лишь цифрах. Они, скорее, свидетельство того, что в Одессе есть что-то кроме моря и кинофестиваля. Культурный потенциал города гораздо шире, и туристов можно привлекать не только плеском волн. Например, совместным концертом президента фестиваля, пианиста Алексея Ботвинова, и скрипача Дэниэла Хоупа — пятикратного обладателя премии EchoKlassik, лауреата Classical Brit Award и четырехкратного номинанта на Grammy. У Хоупа невероятный звук — легкий и летящий, позволяющий продемонстрировать огромное богатство эмоциональных оттенков. Он был очень хорош в классике, но в современной музыке — вообще невероятен. К примеру, эталонное исполнение скрипичных пьес Арво Пярта — это записи Гидона Кремера. Казалось бы, лучше сыграть невозможно, но у Хоупа получилось. Он заставил по-новому взглянуть на творчество живого классика минимализма, его Пярт — это концентрированный звенящий свет, совершенно потусторонний и безумно притягательный. Что касается Людовико Эйнауди, то Хоуп лучший исполнитель его скрипичных пьес. В дуэте с Ботвиновым эта музыка прозвучала особенно мягко, трогательно и небанально. Кстати, в рамках визита в Одессу Хоуп посетил специализированную музыкальную школу им. Петра Столярского — священное место для скрипачей, с которым у Хоупа связана личная история: его главный учитель, Захар Брон, учился в этой одесской школе. Возле стены с фотографиями выдающихся выпускников, в том числе и Брона, скрипач спонтанно сыграл Кадиш Равеля.
Весьма удачным получился оперный проект с украинскими звездами — Ольгой Микитенко, Виталием Билым и Леной Белкиной. Ольга Микитенко порадовала хорошей вокальной формой и безукоризненной дикцией, Лена Белкина — новым амплуа. Ее колоратурное сопрано, казалось бы, далекое от образа драматической Кармен, по-новому раскрыло эту героиню, наделив ее гаммой тончайших выразительных оттенков.
Отличная традиция фестиваля — концерты open air, доступные и меломанам, и случайным прохожим. В этот раз на открытой сцене выступил киевский коллектив «Артехатта» вместе со скрипачкой Мирославой Которович и баянистом Игорем Саенко. Их страстное танго оказалось стопроцентным попаданием в атмосферу знойного одесского вечера.
Сольный филармоническое концерт пианиста Себастиана Кнауэра — прямо противоположное событие, интровертное и аристократичное. У Кнауэра феноменальная мелкая техника, экспромты Шуберта в его исполнении — просто фантастика, удовольствие от деликатности звучания и восторг от техницизма. В фестиваль вошли также концерты джазовой музыки от «Давид Орловски Трио», литературный вечер Виктора Ерофеева и совместный концерт Бельгийского камерного оркестра под управлением Майкла Гуттмана и скрипача Вадима Репина. Кстати, последний раз Репин приезжал в Одессу 30 лет назад, еще мальчиком-вундеркиндом. Кроме того, впервые в истории фестиваля появилась альтернативная программа новой украинской музыки — New Ukrainian Soundscapes. В нее попала львовская программа от Collegium Musicum; театрализованный концерт по следам поэзии Леси Украинки от «Артехатты», Мирославы Которович и Игоря Саенко; ностальгический перформанс в исполнении Алексея Шмурака, Максима Коломийца и Олега Шпудейко, а также пьесы для скрипки и виолончели, которые сыграли Андрей Павлов и Золтан Алмаши.
Фестиваль получился на редкость удачным и отвечающим самым разнообразным вкусам, и в этом заслуга Алексея Ботвинова, исключительно смелого музыканта, вновь рискнувшего сделать фестиваль «с нуля», за спонсорские деньги. По совести говоря, таким фестивалем как Odessa Classics государство должно гордиться и делать все возможное, чтобы он рос и дальше, параллельно развивая культурный и туристический ландшафт Одессы. А то, что наиболее перспективными являются проекты, начатые на альтруистических началах, но в ответственный момент поддержанные национальным бюджетом, история европейской культуры уже доказала.
Любовь МОРОЗОВА, музыковед, Одесса — Киев
Рубрика: Культура
Газета: №109, (2017)