SORRY, YOU NEED JAVASCRIPT TO ACCESS THIS WEBSITE.

Алексей Ботвинов: "Украинцам нужно знать, что классическая музыка - это модно и полезно для души"

Алексей Ботвинов:
18.05.2017
VIVA.UA

Украинский пианист, Народный артист Украины и основатель фестиваля ODESSA CLASSICS Алексей Ботвинов в интервью Viva.ua рассказал, какие произведения обязан знать каждый образованный человек, а также почему с 7 по 13 июня 2017 года всем ценителям прекрасного нужно быть в Одессе.

В преддверии III Международного музыкального фестиваля ODESSA CLASSICS, который пройдет в Одессе с 7 по 13 июня, мы пообщались с его президентом Алексеем Ботвиновым. Речь шла, безусловно, о музыке.

– Алексей, в июне вы проведете уже третий фестиваль ODESSA CLASSICS. Что следует знать украинскому зрителю о предстоящем событии?

Во-первых, украинскому зрителю нужно знать, что классическая музыка – это интересно, волшебно и полезно для души, а еще – модно. Мы нисколько не преувеличиваем, заявляя, что программа 3-го фестиваля ODESSА CLASSICS соответствует самым высоким европейским стандартам. Хедлайнерами в этом году являются два артиста из ТОП-10 современной скрипичной сцены – Даниэль Хоуп и Вадим Репин. Ведущий немецкий пианист Себастиан Кнауэр впервые выступит в Украине. "Короли клезмер-джаза" (традиционной музыки восточноевропейских евреев) Давид Орловски Трио, Бельгийский Камерный Оркестр, Майкл Гуттман – все эти артисты находятся в расцвете своей карьеры, как и украинские звезды мировой оперной сцены Лена Белкина, Ольга Микитенко, Виталий Билый. Кроме этого, программа фестиваля разнообразна: каждый найдет интересное событие по своему вкусу. У нас будут и литература, и живопись, и модерн-арт. И конечно, "визитная карточка" фестиваля – свободный для посещения концерт под открытым небом с использованием мультимедиа-проекций. Все это проходит в Одессе с 7 по 13 июня в залах Филармонии и Оперного театра.



– Насколько сложно сейчас организовать фестиваль международного класса?

Если честно, очень сложно. Я на фестивале отвечаю и за творческую и за организаторскую часть. И первая проблема – поиск средств. Государство традиционно оставляет поддержку культуры на одно из последних мест в своих приоритетах, поэтому ключевым компонентом становится поиск меценатов, как правило, это истинные патриоты города и страны, которые поддерживают культурные проекты по идеалистическим соображениям – а таковых в стране, как мы знаем, не так много. К третьему году у фестиваля образовался собственный пул меценатов, и Одесский горсовет также принимает участие в финансировании проекта. Но очень хочется надеяться, что государственная поддержка фестиваля станет более значительной - и можно будет выстраивать стратегию развития фестиваля на несколько лет вперед, что конечно возможно при четком понимании надежного материального фундамента проекта.

– Почему фестиваль проходит именно в Одессе?

Одесса имеет уникальную музыкальную историю – величайшие пианисты 20 века Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс, школа Столярского воспитала кроме Давида Ойстраха множество скрипачей топ-уровня, мощная вокальная школа. Имидж Одессы в мире классики действительно высок. Если мы внимательно посмотрим биографии ведущих скрипачей мира, у большинства так или иначе обнаружатся связи через педагогов с Одессой. Это такой драгоценный имиджевый капитал, что идея сделать именно в Одессе серьезный классический фестиваль европейского уровня напрашивалась сама собой.




– Возрастает ли интерес украинской публики к классической музыке? И что нужно, чтобы сделать классику более популярной в нашей стране?

Интерес к классике есть. И, что очень радует, также среди молодежи. Однако, я считаю, что необходима серьезная популяризация классики. Мое убеждение состоит в том, что необходимо менять формат подачи классической музыки. Вывести ее из камерных концертных залов филармоний. Делать подачу музыкального материала более современным, с привлечением всех возможных и органичных средств, и особенно мультимедиа, да и вообще, новых технологий. В наше современное время визуализации всего и клипового мышления у подрастающего поколения – это самый верный вариант.




– Назовите 10 классических произведений, которые обязательно должен знать образованный человек.

Позволю себе не только назвать произведения, но и прокомментировать каждое из них из собственных ощущений.
1. Бах. Гольдберг Вариации. Произведение, которое можно выбрать как единственное на необитаемый остров.
2. Моцарт. Реквием. Космическая музыка.
3. Бетховен. Пятая Симфония. Начинается со знаменитых "ударов судьбы" – надо же как-то к жизненным вызовам заранее готовиться! Бетховен предлагает их однозначно побеждать.
4. Шопен. Ноктюрны. И ночь, и любовь... И высокая эротика.
5. Равель. Болеро. Уникальное произведение, невероятно современно звучит благодаря партии ударных. Финал напоминает рок-хит.
6. Малер. Адажиетто из Пятой Симфонии. Это очень светлая музыка о смерти. Да, и так бывает в музыке.
7. Вагнер. Полет Валькирий. Если Ленину приписывают слова о бетховенской "Аппассионате" – нечеловеческая музыка, то они как раз больше соответствуют этому шедевру Вагнера.
8. Чайковский. Шестая Симфония. Свое самое мощное произведение Чайковский писал, зная, что уходит из жизни. Оно именно об этом.
9. Рахманинов. Второй фортепианный концерт. Эта музыка может вывести из депрессии, иногда даже вернуть к жизни.
10. Шостакович. Седьмая "Ленинградская" Симфония, написанная в блокадном Ленинграде. О несгибаемой воле к жизни, несмотря ни на что!





– Как вы считаете, нужна ли украинская классическая музыка и нужно ли ее дотировать?

Украинская классическая музыка плохо известна в мире, к сожалению. Необходимо ее пропагандировать – причем не только и не столько фольклорный ее пласт, но произведения, более соответствующие общемировому мейнстриму. И обязательно необходимо поддерживать современную академическую музыку, особенно молодых композиторов, у нас есть очень талантливая молодежь, творящая в русле современных актуальных тенденций.

– Как вы пришли в музыку? Когда впервые сели за инструмент?

В возрасте 7 лет. Собственно, выбора у меня не было – я из семьи профессиональных музыкантов. Однако, родители не оказывали на меня никакого давления. Я даже не учился в знаменитой Школе Столярского. При вступительных экзаменах комиссия ошиблась, постановив, что у меня нет музыкального слуха. Через несколько дней моя бабушка самостоятельно выяснила, что у меня слух есть, и даже высшая его степень – абсолютный слух. Но экзамены уже прошли.

– Когда вы поняли, что хотите заниматься музыкой профессионально?

В 9 лет я как то вдруг и одномоментно почувствовал что хочу стать пианистом, и более того, откуда-то был совершенно уверен, что объезжу с концертами весь мир. Хотя в тот момент особых успехов еще не было, но уверенность уже была.

– Если не музыка, то какую профессию вы бы выбрали?

Кинорежиссура. Я для себя решил, что, если к 20 годам не добьюсь выдающихся успехов в музыке, попробую поступать во ВГИК на режиссуру кино. С детства, и до сих пор, очень люблю искусство кино, и кстати, не оставляю мысль когда-то себя в этом попробовать. Когда в возрасте 19 лет стал лауреатом Всесоюзного конкурса имени Рахманинова в Москве – это было без преувеличения сенсацией в общесоюзном масштабе. Стало понятно, что жизненная дорога ясна.

– На каких сценах вас чаще можно увидеть – украинских или западных?

С начала 90-х годов, безусловно, на западных. Объездил более 40 стран мира, выступал в лучших концертных залах. В последние 7-8 лет сам для себя сделал "крутой поворот" и поменял приоритет на деятельность на родине. Мне кажется мои таланты более важны здесь, если говорить о влиянии культуры и искусства на общество. Я абсолютно верю в важную гармонизирующую миссию музыки для социума. И если более-менее ситуация в развитых странах нормальная, несмотря на очевидные проблемы и кризисы, общество движется вперед. В Украине результат развития страны пока что неясен. Есть как возможность постепенного вхождения в общеевропейскую семью, так и вариант с продолжением стагнации, и увязания страны на задворках цивилизации. Здесь всем нам надо побороться за будущее наших детей и страны. И моя деятельность здесь – просто намного важнее. Это не значит, что я отказываюсь от своих концертов и проектов на Западе, но мои внутренние приоритеты и энергетическая направленность – тут.




– Ваши ожидания от нынешнего фестиваля ODESSA CLASSICS-2017?

Хочу, чтобы фестиваль стал таким культурным событием, которое надолго останется в памяти и у публики, и замечательных артистов, которые посетят Одессу в июне. Надеюсь, что с каждым годом на фестиваль будут специально приезжать все больше и больше гостей – как украинских, так и зарубежных. Ожидаю, что артисты топ-уровня будут рассказывать своим коллегам много хорошего об Одессе и нашей стране.

– Ваше жизненное кредо?

Не идти на компромиссы с совестью.

Оригинал статьи:

VIVA.UA - Интервью с Алексеем Ботвиновым